ЕЛЬ – СИМВОЛ ПРАЗДНИКА

Kuuši on Uuvven vuuvven ta Roštuon simvoli

В преддверии Нового года и Рождества этнограф и преподаватель карельского языка Валентина Дмитриева делится с нами рассказом о главной героине этих волшебных дней – вечнозелёной ели.

Ель обыкновенная представляет собой высокое статное дерево. Высота ели может достигать пятидесяти метров. Средняя продолжительность жизни дерева составляет 250-300 лет. Встречаются и долгожители. Например, в Швеции находится парк-заповедник Фулуфьеллет, в котором растёт ель возрастом более 9,5 тысячи лет. Это самое старое дерево, из тех, что есть на планете. После 10-15 лет жизни оно меняет корневую систему, избавляясь от главного корня. Из погибшего корня ели могут вырасти новые побеги, которые впоследствии становятся настоящими деревьями. Таким образом, ель клонирует саму себя.

Для чего карелу ель?

Жизнь карела испокон веков связана с лесом. Лес был и остаётся не только средой обитания для человека, а еще и кормильцем. Здесь люди берут древесину, смолу, бересту, сено, зверя, дичь, ягоды, грибы. Значение ели в жизни человека очень велико. Ель – незаменимый материал для постройки лодки. Заготовка всех материалов для лодки велась в лесу самими мастерами, которые выбирали лучшие сосны и ели. Ель, сваленную вместе с мощным, отходящим от ствола боковым корнем, называют кокорой. Остовы кораблей и лодок как раз и делают из таких кокор, надежных, благодаря естественной целостности и крепости изгибов.

Заготовка кокоры – дело ответственное. От правильно выбранной кокоры зависит качество и долголетие деревянной лодки. У мастера «глаз намётан», знает, какую ель выбрать. Нашли ель, на этом процесс заготовки кокоры не заканчивается. Необходимо на месте отпилить нужную длину, а также предварительно сформировать носовую или кормовую часть лодки, убрав от неё всё лишнее. Бортовые доски (венехлауват) старые мастера пилили вручную из сосны, ели, а в Медвежьегорском районе (по словам Я. Павилайнена) из осины. Готовую лодку всегда смолили, чтобы дольше служила. Тогда она, по словам умельца из Юшкозера Тайто Малинена, может прослужить до 25 лет. Как настоящий мастер, Тайто Тойвович мечтает сшить лодку, которой никогда не делал: по старинному обычаю, с помощью корней и деревянных нагелей. Вёсла для лодки традиционно делают из лёгкой ели. Мастера из деревни Юшкозеро братья Урбановичи говорят, что большим спросом пользуются лодки «карелочки» (шоутовенех) – гребные лодки с двумя кокорами.

В XV веке на базарах и ярмарках торговали крепкими деревянными «нитками» из корней можжевельника, стволов елового подроста и корней сосны. Ими сшивали доски при постройке лодок и кораблей. Поэтому в Карелии и Архангельской области до сих пор говорят «шить лодку», а не «строить лодку» или «делать лодку», хотя теперь имеется ввиду постройка лодки на гвоздях. Для изготовления прялок карелы тоже использовали кокору. Её воспринимали как некий оберег или источник силы, исходящий от самой земли, считали местом силы дерева и наделяли сакральным смыслом. Именно поэтому прялка из кокоры ели, по мнению карелов, могла приобретать некие «защитные» свойства, то есть быть оберегом для её хозяйки.

В деревне Вокнаволок в исторической части поселения «Ончинтермя» стоят старые амбары. Чем они интересны? Крыши – двускатные, кровля – из досок без гвоздей. Верхняя часть доски установлена «коньком», а нижняя упирается в водосточный жёлоб, который крепится на еловых «курицах». Делали «курицы» из тонкоствольной ели, крюк вытёсывали из её корневища.

Сказочная энергетика ели

Древесина ели является превосходным резонансным материалом для изготовления клавишных и щипковых инструментов (скрипок, пианино, альтов, контрабасов и особенно известных своей «певучестью» петербургских арф, знаменитых скрипок Страдивари с волшебным звучанием). Учёные всего мира пытаются объяснить секрет такого великолепного звучания инструментов. Одна из версий – это материал, из которого они сделаны: верхние деки Страдивари делал из резонансной ели, а нижние – из клёна.

Основная доля бумаги во всём мире производится из ели. В старину внутренний слой еловой коры добавляли в муку при выпечке хлеба. Такой хлеб называется «петту лейпя». Ель поставляет дубильные вещества, которые необходимы для выделки кожи. Данные вещества получают из коры дерева. В лечебных целях используют еловые шишки, хвою и смолу. Как видите, сфер использования хвойных деревьев, в частности, ели, великое множество. И в каждой из них ель полезна и незаменима.

Энергия ели забирает негатив, перерабатывает его, а зимой отдаёт в самом сказочном виде. Летом у ели усталый вид. Зимой ель хороша и прекрасно себя чувствует. Она любит холод, мороз, снежок, она прекрасна в зимнем уборе и готова поделиться отличной энергией с каждым, кто услышал её приглашение. Долго гулять в еловом лесу не рекомендуется. Энергетика у дерева мощная, двадцати минут достаточно, чтобы очистить мысли и улучшить самочувствие.

Ель используют, провожая человека в последний путь. Из еловых веток делают венки. В своих этнографических заметках Инха пишет, что в Карелии кладбища устраивались в тенистых и тихих ельниках.

Ель – главное украшение дома

За вечнозеленую жизнь и красоту ёлку сделали символом новогодних и рождественских праздников. Благодаря этому дереву в доме создаётся атмосфера праздника. А способствуют тому нотки свежести и душистый хвойный аромат, исходящий от еловых веток. Новогодняя ёлочка дарит обладателям дома счастье и покой, помогает настроиться на новую жизнь, создаёт неповторимую атмосферу волшебства.

Существует такая легенда: когда деревья принесли свои дары младенцу Христу, ель вручила ему скромный дар-оберег. Это были шишки. Младенцу они очень понравились. С тех пор ель является символом Рождества Христова, и каждый год люди наряжают её.

В России новогоднюю ель ввёл Петр I в 1700 году. Он еще в молодости видел у своих немецких друзей этот красивый обряд. Царю пришлось по душе диковинное деревце. С первого взгляда это была обычная ель, но на ней странным образом размещались и яблоки, и шишки, и конфеты. Это выглядело так забавно и умилительно, что Петр I решил ввести такую же традицию и на Руси.

Детские впечатления остаются в памяти навсегда. Мне вспоминаются некоторые моменты из детства. Приближался Новый год, все мы с нетерпением ждали праздника. Помню, как мы с отцом ходили за ёлкой. Наш дом стоял возле леса, далеко идти не надо было. Сугробы были высокие, поэтому требовались лыжи, да и денёк следовало выбрать не морозный, иначе все иголки осыпятся. Отец шёл впереди на лыжах, делал лыжню, а мы, старшие сестрички, следом. Вот приходили мы в лес, отец постукивал палкой по заснеженным ёлкам и говорил: «Ну, доченьки, выбирайте». У нас глаза разбегались – ёлок так много, одна краше другой. Отец садился на пенёк, закуривал трубку, а мы веселились! Наконец ёлка выбрана, отец взваливал её на плечо, мы возвращались домой. Дома нас ждали младшенькие сестрички, уже готовые украшать лесную красавицу к Новому году!

Мы думаем, что чудес на свете не бывает, но у меня в детстве произошло настоящее чудо накануне Нового года. Перед праздниками попала я в больницу. Представляете моё состояние: впереди утренник в школе, а я в больнице. На моё счастье, меня выписали, и мама повела меня в школу на утренник. Как мне было обидно, что другие дети получат подарки от Деда Мороза, а я нет. На утреннике, как обычно, мы играли и звали Деда Мороза. И вдруг мимо окон школы пробежал олень, а в санях за ним сидел Дед Мороз. Это у нашего жителя деревни Вяйне Михайловича Мякеля был домашний олень. Сколько было радости у нас! Дед Мороз всем раздал подарки, и, о чудо, – и мне дал подарок. Как я радовалась! По дороге домой всё у мамы спрашивала, откуда Дед Мороз знал, что я приду на праздник. Мама сказала: «На то он и Дед Мороз». Вот такие чудеса бывают в жизни детей.

Давайте мы, взрослые, не будем забывать, что Новый год – это счастливая и сказочная пора, и для детей, и для нас. Проводником в чудную сказку служит обыкновенное дерево – праздничная ель.

Валентина Дмитриева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *