АРХИТЕКТОР – ИНТЕРПРЕТАТОР ВРЕМЕНИ

Более 20 лет в Костомукше работает архитектурная студия на базе Детской художественной школы имени Лео Ланкинена (ДХШ). Её бессменным руководителем и единственным преподавателем является Сергей Геннадьевич Леушев, член Союза архитекторов CCCР и России, почти четверть века занимавший в администрации нашего города пост главного архитектора.

В этом году сразу три выпускника студии поступили на архитектурные факультеты университетов нашей страны – в Петрозаводск и Ярославль. За всё время работы из студии Сергея Геннадьевича прямиком в профильные вузы ушли восемь выпускников, а в колледжи и техникумы – порядка двадцати. Это впечатляющий результат для нашего маленького города, учитывая, что конкурс на обучение по этой специальности – постоянно один из самых высоких.

А начиналось всё в конце 90-х с занятий с детьми коллег и друзей, учащимися в художественной школе. Преподавания Сергей Геннадьевич не боялся – его карьера до поступления в архитектурный начиналась с работы в школе Архангельской области. Учитель по призванию способен рассмотреть талант у творческого ученика и помочь ему проявиться. И когда трое выпускников из самого первого набора поступили на факультет выбранного направления, в студию хлынули заявки от школьников. Работать приходилось и по выходным, и в две смены – количество учеников переваливало за полсотни.

– Профессия художника и профессия архитектора – не одно и то же. Для каждой из них требуется особый тип мышления и разный набор навыков и знаний, – говорит Сергей Геннадьевич. – Поэтому на обучение я беру всех подряд, точно зная, что уже к концу первого году учёбы половина из них уйдут, не обнаружив в себе соответствия выбранной специальности. Однако в себе сложно разобраться, если не попробовать.

В студии детей учат трёхмерному мышлению и графике, знакомят с основами урбанистики, развивают пространственное воображение. Воспитанники ДХШ участвуют в международных конкурсах, многие и после выпуска продолжают заниматься архитектурой или дизайном. Студия Сергей Леушева – не просто кружок, а настоящая школа искусств, имеющая статус дополнительного образования.

– Архитектор должен уметь не только рисовать и конструировать, – продолжает Сергей Леушев. – На самом деле он должен знать очень многое: разбираться в истории архитектуры и культуры, работах известных мастеров, чувствовать пространство, пропорции, цвета и объёмы. Надо знать физику, математику, социологию, психологию, основы общественных отношений и эргономики, геодезии и картографии, законодательство и многое другое. Также при выборе узкой специализации, например ландшафтного дизайнера, придётся изучить биологию, дендрологию, правила растениеводства, разбираться в агротехнических особенностях посадки растений, механизмах их орошения, ядохимикатах и удобрениях.

Изготовление макетов вручную развивает пространственное мышление

Область применения архитектурного образования огромна. Выпускники факультетов работают не только архитекторами, но и инженерами, конструкторами, проектировщиками, дизайнерами, художниками. Любая идея, требующая разработки концепции, проекта в виде макета и дальнейшего воплощения, – и есть работа архитектора. Эта профессия соединяет в себе инженерные знания, творчество и менеджмент.

– Даже если ученик не выберет архитектурное дело в качестве работы своей жизни, полученные знания и навыки обязательно пригодятся ему в дальнейшем, – считает Сергей Геннадьевич.Сейчас на подъёме роботетхника – прикладная наука о разработке автоматизированных технических систем для множества сфер производства, это наше ближайшее и далёкое будущее. Некоторые мои ученики выбрали именно эту отрасль для реализации в профессии. По их словам, начальные знания, полученные в архитектурной студии, им очень помогли.

Архитектура входит в триаду главных искусств наряду с живописью и скульптурой. И существует столько же, сколько само человеческое общество, развиваясь вместе с ним. Современный архитектор совмещает в себе учёного, изобретателя, технолога, художника, инженера, экономиста, юриста. Такое образование, даже начальное, неизбежно трансформирует личность ребёнка в сторону наиболее полного раскрытия её внутренних резервов. Что если и не сделает из человека архитектора, то убережёт его от бича современного человечества – примитивного мышления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *