«ВАША КАРТА ЗАБЛОКИРОВАНА!». КТО И КАК ПЫТАЕТСЯ ПОХИТИТЬ ВАШИ ДЕНЬГИ?

Перед самым Новым годом 51-летней жительнице Прионежского района позвонил неизвестный. Он представился сотрудником банка и сказал, что с её счёта происходят несанкционированные списания. Женщина сначала не поверила и отказалась что-либо предпринимать. Но настойчивый собеседник пригрозил ей уголовным делом о пособничестве мошенникам, если гражданка не последует его инструкциям. В итоге женщину запугали и вынудили обналичить через терминал, а затем перевести на неизвестный счёт 190 тыс. рублей. Позднее, позвонив в свой банк, женщина поняла, что стала жертвой мошенничества. Сейчас этим делом занимается полиция.

– 97% всех несанкционированных операций с карт происходит именно потому, что люди сами дают злоумышленникам конфиденциальную информацию, которая открывает им доступ к чужой карте и деньгам, – рассказал Александр Лунев, заведующий сектором платёжных систем и расчётов карельского Отделения Национального банка северо-западного Главного управления Банка России. – Банковские карты уже для многих стали простым и удобным способом расчётов. Количество выданных на территории Карелии платёжных карт достигло 1,1 млн, т.е. на каждого жителя в среднем приходится по две штуки. Но все ли владельцы карт знают правила безопасного пользования ими? Приведу несколько примеров, как злоумышленники могут пытаться завладеть вашими данными и деньгами.

Пример 1: Вы решили продать вещь и разместили объявление на сайте. Быстро находится покупатель и говорит, что готов перевести на ваш счёт аванс. Просит ваши данные, причём не только номер карты или номер телефона, но и код проверки подлинности карты (CVV – три цифры на обратной стороне). Это явный признак того, что вы вступили в диалог с мошенниками, ведь для перевода денег достаточно знать только номер карты. Остальные данные – пин-коды, коды из смс, данные о сроке действия карты и другую персональную информацию – раскрывать сторонним лицам ни в коем случае нельзя.

Пример 2: Вы получили личное сообщение от кого-либо из ваших друзей в социальной сети. В письме – просьба одолжить денег или странная ссылка. Это значит лишь одно – аккаунт вашего друга взломали, а если вы перейдёте по предложенной ссылке, то рискуете «заразить» свой компьютер или смартфон вирусом, который затем позволит мошенникам получить необходимые данные для кражи ваших денег.

По электронной почте могут поступать с незнакомых адресов и другого рода письма: с предложениями высокого заработка, кредитов под низкий процент, бесплатных товаров, с сообщениями о выигрыше, компенсации и т.д. И вновь, чтобы обрести обещанное, вам предложат либо перейти по ссылке на незнакомый ресурс, либо запросят данные вашей карты или паспорта, либо попросят сначала внести обеспечительный платёж или оплатить налог. Такие письма следует удалять, не открывая вложений.

Пример 3: Вы хотите получить информацию с официального сайта ведомства или компании. Например узнать, как оформить кредит онлайн или есть ли у вас штрафы в ГИБДД. Делаете запрос в поисковой системе, но попадаете на сайт-двойник! Преступники научились копировать известные сайты, используя похожее название и оформление. И если вы введёте на таком сайте свои данные, они попадут в руки злоумышленников. Чтобы не допустить этого, всегда проверяйте адресную строку – на сайте-двойнике адрес будет похож на официальный, но с отличием в несколько букв или цифр. Отличия можно обнаружить и в оформлении, например, логотипа организации или других данных, указанных на лже-сайте.

Пример 4: Вы оплачиваете товар или услугу в магазине или кафе безналичным способом. Не позволяйте уносить карту – все расчёты по ней должны производиться в вашем присутствии. Официант, кассир или продавец могут сфотографировать нужные данные, а после расплатиться ею в интернете. Вводя ПИН-код, также постарайтесь, чтобы он не был виден посторонним.

Пример 5: Вы получили на мобильный смс с незнакомого телефона о том, что ваша карта заблокирована. Позвонив по указанному в сообщении номеру, вы попадёте якобы в службу безопасности банка, где вас попросят сообщить данные карты. Если выполнить эти указания, злоумышленники получат беспрепятственный доступ к вашим деньгам и смогут завладеть ими. Поэтому не реагируйте на такие сообщения, а если беспокоитесь о сохранности средств – позвоните в банк сами, набрав номер, указанный на вашей карте или на официальном сайте банка.

– Банк России проводит большую работу по противодействию преступной деятельности, – рассказал Александр Лунев. – С сентября 2018-го по октябрь 2019 года в соответствующие структуры была направлена информация о почти пяти тысячах телефонных номеров для их блокировки (номера были задействованы в мошеннических смс-рассылках и звонках, в заражениях компьютеров вредоносным программным обеспечением). Было выявлено, а затем заблокировано почти десять тысяч фишинговых доменов, т.е. сайтов-двойников, сайтов лже-банков, интернет-магазинов и других мошеннических ресурсов.

– Чтобы не стать жертвой авантюристов, следует соблюдать правила безопасного пользования банковскими картами, – напомнил представитель Банка России.

Правило 1: Никому и никогда не называйте ПИН-код. Не сообщайте незнакомым людям срок действия карты и CVV-код на оборотной стороне, даже если они представляются работниками банка. Настоящим банковским сотрудникам эта информация не требуется.

Правило 2: Контролируйте операции по вашему счёту: подключите услугу смс-информирования или push-уведомления по всем своим активным картам. Тогда вы будете сразу узнавать о каждой проведённой операции и сможете вовремя отреагировать, если произойдёт несанкционированное списание средств.

По информации Анны Хамбир

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *