НАХОДКИ XX ВЕКА

Зачастую, чтобы увидеть произведения искусства, исторические памятники, объекты культуры, мы предпочитаем ехать за пределы Карелии, полагая, что основное её богатство – это только природа. А душа просит новых открытий. Да и инфраструктура не всегда позволяет комфортно путешествовать по родному краю, не всем хочется трястись по грунтовке, увиливать от ям и камней несколько часов пути. Но тех, кого ничего из этого не страшит, бывает, ждёт приятный сюрприз – и у нас есть места, которые могут удивить и расширить кругозор смотрящего. Одним из таких мест, заслуживающих внимания, является музей-типография (Kirjapainomusejo) в Калевале.

 

Эта типография – старейшая в Карелии. Там сохранились цеха, печатные станки начала XX века с возможностью набора текста на двух языках: русском и финском. Уникальную типографию мне удалось посетить в рамках рабочей поездки в посёлок. С группой туристов мы зашли в зелёный ветхий дом, половицы в нём скрипучие, запах специфический, отдающий былым производством. Создалось ощущение, что, переступив порог дома, мы попали в машину времени, которая перенесла нас минимум на 50 лет назад.

В первой комнате гостей уже встречала экскурсовод Елена Картунен, которая сама работала в этой типографии с 1985 года и до её закрытия. Она рассказала нам историю учреждения и показала, как шёл процесс производства. Калевальская районная типография выпустила первый номер газеты в 1931 году. Она была на финском языке, называлась «Punainen Uhtua» («Красная Ухта») и состояла всего из одной печатной полосы. Её набирали вручную, выходила она один раз в месяц в количестве 1 000 экземпляров.

 

Позже газета была переименована в «Punainen bolsevikki»
(«Красный большевик»). После войны количество полос было увеличено до четырёх, потому что в производстве появился линотип (типографская машина, отливающая набор целыми строками), и газета стала выпускаться уже один раз в неделю. В 70-е годы произошёл резкий скачок, и вот уже типография начала печатать 3,5 тыс. экземпляров газеты три раза в неделю.

В доме находятся два печатных цеха, один цех ручного набора, другой – набора на линотипе, есть и отдельная комната с машиной для резки бумаги. Интересно, что вся техника до сих пор в рабочем состоянии! Вёрстка газеты начиналась с линотипа. При ошибке наборщика стальная машина могла «плеваться» в него свинцом, так что работа эта была не только скрупулёзной, но ещё и опасной. Данный цех конечно же считался самым вредным. Даже сейчас в нём ощущается резкий запах этого металла. А работали здесь в основном женщины. Елена Картунен показала, как набирались тексты для газеты. В специальных отделениях полиграфических машин были расположены отделы с разложенными буквами различных шрифтов.

Сейчас эти ящички подписаны, где какая буква лежит, но сами работники типографии такие «шпаргалки» не использовали, всё делалось на автомате, рука сама опускалась в нужный отсек. Страница набиралась сначала в зеркальном отображении, а затем делался оттиск на бумаге, и только потом можно было вычитать текст. Если находили ошибку, то неправильную букву убирали из набора и вставляли нужную. Такая работа определённо требовала усидчивости и кропотливости.

Теперь туристы могут сами попробовать набрать слова и отпечатать их себе на память, в основном все тренируются со своими именами. Последний номер газеты здесь вышел в 2004 году.

Старые машины сначала хотели продать за ненадобностью, но, к счастью, в дело вмешался уже знаменитый своими благотворительными делами в Финляндии и Карелии исследователь, писатель и общественный деятель Маркку Ниеминен, возглавляющий фонд «Юминкеко». Ценитель культуры, имеющий к тому же историческую и семейную связь с Карелией, выкупил всё производство и передал его в ведение местной администрации. Так в 2009 году типографии был присвоен статус музея. Благодаря этому поступку сейчас мы имеем возможность познакомиться с уникальным полиграфическим процессом XX века.

Так что, земляки, если будете в Калевале, то обязательно посетите этот уголок прошлого, который хранит в себе тайны печатного дела Карелии.

Александра Лесонен,
фото Ирины Кузнецовой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *